В первые дни 2024 года Азербайджан и Армения вновь обозначили свои позиции относительно урегулирования двусторонних отношений. Судя по всему, начинается новый этап в переговорном процессе, что подтверждается как обоюдным, регулярно выражаемым настроем на достижение мира, так и признанием Баку и Ереваном факта развивающегося диалога в двустороннем формате.
Суть момента раскрыл помощник Президента Азербайджана по вопросам внешней политики Хикмет Гаджиев в своем интервью немецкой газете Berliner Zeitung. Подчеркнув, что "существует исторический шанс заключить мирный договор, и мы не должны упустить эту возможность", он в то же время указал на наличие "еще нескольких нерешенных вопросов".
Очевидно, что в числе таковых остается, прежде всего, различие в подходах сторон к соотношению мирного договора с делимитацией границ. Подтвержденная Гаджиевым принципиальная позиция Азербайджана заключается в том, что "делимитация границ - это технический и длительный процесс, в то время как заключение мирного договора не требует особых усилий и основано на взаимном принятии норм и принципов международного права в межгосударственных отношениях". Поэтому, "на наш взгляд, мирный договор не должен быть заложником делимитации границ".
Армянская сторона, судя по всему, не спорит с самой характеристикой делимитации как "технического и длительного процесса", однако все еще выступает за немедленную конкретизацию карт, на основе которых должен проводиться данный процесс. И в "обоснование" своей позиции постоянно говорит о якобы "оккупации Азербайджаном суверенной территории Армении". Отсюда и настойчивые призывы армянской стороны к "зеркальному отводу войск" с условной границы. Эту идею вновь сформулировал секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян, сделав при этом упор на "предложении провести зеркальный отвод войск на основе советских карт 1974-1978 годов".
Однако Азербайджан с подобным предложением страны, которая 30 лет осуществляла оккупацию его территорий, категорически не согласен. В заявлениях, озвученных в конце 2023 года, глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов указал, что азербайджанские ВС заняли позиции на границе в результате военных действий, и если отвести войска, то где гарантии того, что эти позиции не займет другая сторона. Более того, если не будет окончательного соглашения о мире между Азербайджаном и Арменией, то кто сможет гарантировать безопасность этих территорий?
Позицию Баку по данному вопросу выразил и представитель Президента Азербайджана по особым поручениям Эльчин Амирбеков в недавнем интервью Общественному телевидению Эстонии (ERR). "Заявления о каких-то квадратных километрах, которые якобы Азербайджан "оккупировал", совершенно необоснованны и голословны", - подчеркнул он. И добавил: "Это, конечно же, их оценка - что Азербайджан куда-то вторгся на их территорию. У нас совершенно другая позиция. Мы, наоборот, считаем, что часть азербайджанской территории до сих пор находится под оккупацией Армении. Речь идет о четырех селах Газахского района на севере армяно-азербайджанской границы, которые в начале 1990-х годов были оккупированы Арменией. Речь не идет об эксклавах, это села Газахского района".
В качестве "единственного мерила того, какая территория к кому относится", Амирбеков указал "соглашение, к которому мы придем, о делимитации нашей будущей государственной границы". И в данном контексте "азербайджанская сторона предложила армянской рассмотреть и согласовать нормативные документы, которые положат основу для работы комиссии по делимитации. Это положение, регламент, а также вспомогательные документы, в том числе карты разных периодов, которые должны быть приняты обеими сторонами как точка отсчета".
Таким образом, Баку бесперспективным идеям типа "отвода войск" противопоставляет единственно продуктивный вариант совместной деятельности в рамках комиссии по делимитации. Притом что гарантией ее результативности может быть реальный мир, на основе межгосударственного договора. В связи с чем Азербайджан и считает целесообразным отделить друг от друга процессы заключения мирного договора и делимитации границ.
Четкий и аморфный подходы соответственно Азербайджана и Армении проглядываются и в вопросе разблокирования региональных транспортных коммуникаций как одного из столпов мирного процесса. Хикмет Гаджиев ясно дал понять, что Азербайджан ожидает от Армении выполнения взятого ею на себя обязательства предоставить свою территорию для создания Зангезурского коридора - транспортного сообщения между основной частью Азербайджанской Республики и Нахчыванской Автономной Республикой. При этом, согласно трехстороннему заявлению от 10 ноября 2020 года, движение граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях должно быть беспрепятственным. Исходя из чего, как подчеркнул Гаджиев, "мы ожидаем отмены таможенного и пограничного контроля только при транспортировке товаров с материковой части Азербайджана в Нахчыванскую Автономную Республику. Но когда товары перевозятся из Азербайджана в третью страну, конечно же, Армения будет обеспечивать соответствующий таможенный и пограничный контроль".
Однако Армения, как это следует из последнего заявления секретаря ее Совбеза, ожидает от Азербайджана "публичного подтверждения" того, что "принципы суверенитета, сохранения юрисдикции, взаимности и равенства будут приняты в качестве основы для возможного открытия коммуникаций через Армению". Как будто бы Азербайджан рассматривает вопрос открытия коммуникаций, прежде всего Зангезурского коридора, сквозь призму нарушения суверенитета Армении...
Риторика официального Еревана продолжает свидетельствовать о стремлении армянской стороны заполучить в мирном процессе нечто такое, что не имеет с ним ничего общего. Обволакивая реально существующие условия достижения прочного мира надуманными, не имеющими никакого шанса на реализацию, "предусловиями", наподобие "делимитации с отводом войск" и "разблокирования без выполнения обязательств", Армения лишь способствует сохранению "нерешенных вопросов" в мирном процессе. Что не сулит ничего хорошего, прежде всего, ей самой, ибо высокопарными спекуляциями на тему суверенитета она лишь ставит себя перед перспективой окончательного лишения такового.
Натиг Назимоглу