Несмотря на то, что с момента инаугурации нового иранского президента Масуда Пезешкиана прошло около месяца, пертурбации в иранском правительстве продолжались до последнего времени. Кандидатуры на ключевые посты в правительстве долго согласовывались, причем нередко сопровождалось это драматическими перипетиями.
Интрига с Зарифом и Салехи
Экс-глава МИД Мохаммед Джавад Зариф, который был назначен в качестве одного из вице-президентов, а затем добровольно покинул этот пост, вновь вернулся в нынешнюю команду на должность заместителя президента по стратегическим вопросам. Скорее всего, подействовали уговоры Масуда Пезешкиана, которому в новом правительстве явно пригодились бы опыт и навыки бывшего главы иранского внешнеполитического ведомства.
К слову, о своем решении Зариф сообщил после того, как новость и фотография с первой встречи нового правительства с аятоллой Хаменеи, которая состоялась 27 августа, были опубликованы в одном из центральных иранских журналов. По словам самого Хаменеи, раскрывшего некоторые детали этих согласований: "Господин президент консультировался со мной по поводу выбора министров, я одобрил одних и подчеркнул фамилии других, многих из них я не знал и не имел никакого мнения".
Никто не сомневается, что Али Хаменеи лично скрупулезно отбирал некоторые из предложенных кандидатур. Причем Джавад Зариф был не единственным, кого пришлось уговаривать войти в новый кабинет. Другим строптивцем стал Аббас Салехи, который первоначально колебался, войти в правительство в статусе министра культуры или нет. И лишь по личному настоянию высшего духовного лидера принял окончательное решение.
Напутствие Хаменеи
Следует отметить, что в своей напутственной речи новому правительству Али Хаменеи отмечал, что членам 14-го по счету кабинета следует чаще посещать регионы, интересоваться мнением рядовых граждан, предпринимать усилия для обуздания инфляции и решения экономических проблем и даже осваивать искусственный интеллект.
Хаменеи на фоне скандала с основателем Telegram Павла Дурова не забыл напомнить и о необходимости регулировать соцсети. "Если в виртуальном пространстве нет верховенства права, оно становится свободным и нерегулируемым. Если закона нет, разработайте его и управляйте на его основе. Весь мир делает так", - сказал он. Дуров, по словам Хаменеи, "несчастный молодой человек", которому во Франции грозит 20 лет лишения свободы из-за нарушения закона страны.
Он также напомнил: "В предыдущих случаях нередко для формирования правительства не хватало и месяца и даже более, не все министры получали вотум доверия от парламента". И отметил, что правительство Пезешкиана пользуется доверием, которое необходимо оправдать.
Невеселые мысли президента ИРИ
Сам же иранский президент в своей речи в парламенте сделал акцент на решении других проблем, в частности заботе об обездоленных, которые являются наиболее уязвимой частью населения.
Будучи медиком, Масуд Пезешкиан напомнил и о необходимости развития здравоохранения подчеркнув, что сокращение его доли в ВВП с 7% до 4% привело к недовольству медперсонала и ухудшению качества медобслуживания. Он также выступил против сохранения привилегий для чиновников: те должны показать, что именно они являются слугами народа, а не наоборот.
По мнению Пезешкиана, у Ирана есть важная внутренняя проблема - создание консенсуса, единства и сплоченности внутри иранского общества. "Если мы сможем усилить гармонию, единство и внутреннюю сплоченность, наша сила против санкций или угроз будет более мощной, и наша хрупкость в этой ситуации уменьшится, а наша сила, напротив, увеличится", - сказал иранский президент.
Он также отметил, что иранское руководство должно иметь оперативный план для решения проблем на провинциальном уровне, и соответственно предоставлять планы губернаторам. Поскольку проблемы иранского общества и по характеру, и по масштабам отличаются от провинции к провинции.
Во внешней политике без видимых перемен
Касаясь внешнеполитической проблематики, президент ИРИ заявил, что его страна стремится к миру со всем миром, что у нее нет ссор ни с кем, но при этом Тегеран будет противостоять любым попыткам оказывать на него давление. "Мы должны суметь наладить отношения со странами, основываясь на достоинстве, мудрости и целесообразности, которые провозгласил лидер революции, и в этом случае мы не будем подвергаться санкциям", - подчеркнул Пезешкиан.
Говоря о напряженности на Ближнем Востоке, Масуд Пезешкиан задался вопросом: "Как Америка позволяет Израилю бомбить мужчин и женщин, детей, старых и молодых, а также больницы?". По его мнению, сторонники прав человека, демократии и международного права помогают и поддерживают сионистский режим.
Слова словами, но результаты работы оцениваются по делам. Какими они будут у нового иранского правительства и будут ли расходиться с риторикой, судить можно по прошествии определенного времени. Ирану нужны перемены и во внешней, и во внутренней политике. Запрос на перемены поддерживается и высшим духовным руководством. Однако видение конкретных шагов у Пезешкиана и Хаменеи может различаться. Пока здесь предпочитают воздерживаться от предположений относительно возможного конфликта интересов между сторонами. По мнению многих, для этого нет достаточного повода. По мнению других, повод скоро найдется.