4 июля в Великобритании пройдут парламентские выборы. Опросы общественного мнения показывают, что поддержка правящей Консервативной партии находится на самом низком уровне за последние несколько десятков лет. В то же время, популярность оппозиционной Лейбористской партии выше как минимум в два раза. Судя по всему, лейбористы и придут к власти в стране. Более того, консерваторы, согласно некоторым исследованиям, занимают третье место, уступая по рейтингам даже партии реформаторов Найджела Фараджа.
Что произошло в Великобритании, по какой причине так стремительно потеряла свое влияние Консервативная партия, которой грозит поражение на досрочных выборах? Отвечая на эти вопросы Oxu.Az британский журналист, аналитик Юрий Голигорский отметил, что выборы не совсем досрочные:
- Они все равно должны были состояться в этом году в любое время от мая до ноября, но премьер Риши Сунак решил назначить их проведение на 4 июля. Многие консерваторы считают, что это не совсем удачный выбор. Надо было дотягивать до последнего, ведь могли понизиться учетные ставки, следовательно, люди меньше платили бы за ипотеку, почувствовали облегчение финансовой нагрузки и были бы более склонны голосовать за Консервативную партию. Но это, скорее призрачная надежда, поскольку только чудо может спасти консерваторов от полного разгрома.
Следующее правительство сформируют лейбористы, вопрос только в том, каким большинством. Это может стать рекордным перевесом в пользу Лейбористской партии в истории Великобритании.
Вы отметили еще один важный момент. Консерваторы могут с правящей позиции отскочить на третью позицию, поскольку партия Найджела Фараджа действительно набирает обороты.
Консерваторы, похоже, устали от власти. В последние годы они ведут себя страшно расхлябанно, разобщенно, наплевательски относятся к электорату. А лейбористы собрались, сгруппировались под лозунгом "Хотим перемен". Что стоит за этим лозунгом, мало кто понимает. Но народу наскучили консерваторы, так что пришло время лейбористов.
- А к кому ближе партия Найджела Фараджа - к лейбористам или консерваторам?
- Эта партия, в первую очередь, близка самому Найджелу Фараджу (улыбается). Партия Фараджа говорит и тем, и другим, что они делают все плохо, а вот они знают, как надо. Партия себя ничем не зарекомендовала. Найджел Фарадж был одним из главных идеологов брексита - выхода Великобритании из Евросоюза. А сразу после брексита он отошел от политических дел, снял с себя всю ответственность, фактически заявил: разбирайтесь сами.
Прошло какое-то время, он вернулся в политику, стал бросать в массы популистские лозунги. Кстати, говорить Фарадж умеет, у него потрясающе подвешенный язык. Таким образом он завоевывает голоса избирателей. Его партия станет той силой, которая расколет консерваторов, перетянув к себе правое крыло.
- Газета The Guardian пишет о том, что британская оппозиция - Лейбористская партия опасается потерять голоса мусульман на парламентских выборах. Все дело в произраильской позиции кандидата на пост британского премьера, лидера Лейбористской партии Кира Стармера.
- Да, среди лейбористов есть такие опасения. Они могут лишиться значительного числа мусульманских голосов, поскольку не декларировали полное осуждение действий Израиля. Таким образом Лейбористская партия антагонизировала определенную часть мусульманского электората. Навскидку можно сказать, что лейбористы могут потерять от одного до двух млн голосов. Это много. Но это не значит, что серьезно поменяется общая картина голосования.
- Лидер Шотландской национальной (националистической) партии (ШНП), первый министр Шотландии Джон Суинни известен как ярый сторонник отделения Шотландии от Великобритании...
- ...это декларируемая политика Шотландской националистической партии.
- Так вот, Джон Суинни заявил, что Шотландия может отделиться от Великобритании в течение ближайших пяти лет и "аргументы в пользу этого убедительны". Выборы 4 июля как-то влияют на шотландский сепаратизм?
- Это правильный вопрос. На днях Джон Суинни участвовал в дебатах. Он заявил: если его политическая сила выиграет на общенациональных выборах 4 июля в Шотландии, значит Шотландия имеет право на отделение от Великобритании. Ведущая задала ему вопрос: А если вы проиграете? Означает ли это, что вы прекращаете борьбу? От ответа Джон Суинни ушел.
Шотландская националистическая партия (ШНП) готова проводить референдумы об отделении от Великобритании до тех пор, пока не получит желаемый результат. В этом шаткость позиции ШНП, поскольку она декларирует приверженность идее практически полного отделения от центра, но в то же время говорит, что центральное правительство должно помочь им в системе здравоохранения, образования, пенсий и т.д. То есть "мы самостоятельные, но вы должны спасти нас из долговой ямы".
- Внешняя повестка в ходе избирательной кампании как-то присутствует? Поднимаются ли на дебатах какие-то вопросы Южного Кавказа?
- Если говорить про внешнеполитические вопросы, то в Великобритании прежде всего обсуждаются два конфликта - ближневосточный и между Россией и Украиной.
Что касается Южного Кавказа, усилий по достижению мира между Азербайджаном и Арменией, то об этом пишут в прессе. Но для выборов это не ключевая тема.
- Лейбористы или консерваторы больше вмешиваются в дела других стран?
- Во всем, что касается внешнеполитических вопросов, нынешний состав лейбористов не особо компетентен, они просто не знают, что происходит. Консерваторы же набрались опыта, информированы, но обленились и не предпринимали практически никаких конкретных шагов для того, чтобы проявить влияние Великобритании в регионе Южного Кавказа.
Но Южный Кавказ, Азербайджан важны ввиду энергетической безопасности Европы в целом, и Великобритании в частности, и глава любого британского правительства это понимает.
Наир Алиев